КУМЫКСКИЙ ГОРОД ХАСАВЮРТ В соответствии с официальным перечнем объектов культурного наследия на территории Хасавюрта насчитывается девять памятников культуры и истории федерального значения, отражающих разные периоды тюркской истории Кумыкии начиная с древности. Если говорить о поселениях, то здесь расположены развалины раннесредневековой крепости Аркабаш, а поздним предком города стал населённый пункт эндиреевских кумыков Сувук-Пуршулук (Сувук-Пуршумук), известный ещё в конце XVII - XVIII вв. В 1826 г. по сотне кумыкских семейств из Эндирея и Костека поселились в Хасав-Юрте, имя которого по одной версии происходит от организатора переселения аксаевского князя Мусы Хасава, а по другой от костековского князя Хасава Хамзина, в честь последнего называлась крепость на территории современного города - Хасавкала. Как пишет историк Дорогобед, «основными жителями Хасавюрта были кумыки и немного армян, персов и татов. Кумыки занимались приусадебным хозяйством, армяне и таты – торговлей». Аул Хасав-Юрт возник во владении Эндирейского бия Темирова. Символично, что один из современных памятников города, охраняемый как объект культурного наследия регионального значения, посвящён также эндиреевскому кумыку – Солтан-Саиду Устархановичу Казбекову, имя которого в городе носят улица и Аграрно-экономический колледж ( Казбеков успешно окончил Новоалександрийский институт сельского хозяйства и лесоводства, c 1914 г. находившийся в эвакуации в Харькове ). Солтан-Саид Казбеков появился на свет в Умаш-Ауле ( в настоящее время он относится к Ботаюрту ) в роду сала-узденей – представителей тюркской знати Кумыкии. В течение двух лет Солтан- Саид окончил русскую трехлетнюю школу в Эндирее, во Владикавказе ( Капкее ) успешно сдал вступительные экзамены в реальное училище, которое окончил с похвальной грамотой. Во время учёбы в Харькове в 1915-1916 гг. по инициативе С.-С. Казбекова и М. Ахундова был организован союз женщин-мусульманок. Также Казбеков и Ахундов развернули широкую пропагандистскую деятельность среди узбеков и киргизов, работавших на оборонных предприятиях Харькова, создали несколько кружков и землячеств для защиты их экономических интересов. Казбеков стал одним из организаторов известного просветительского общества и журнала «Танг Чолпан», в 1917 г. создал в Костеке Общество просвещения кумыков. Стоит отметить, что в конце 1910-х гг. на Северо-Восточном Кавказе был налажен активный выпуск газет на национальных языках как средства просвещения широких масс. Например, таковой была газета «Заман», выходившая в 1917 г. на кумыкском и горнохунзахском языках ( редактором выпусков был кумык из Ишарты Муртазали Пайзуллаев ). В апреле 1918 г. В Темир-Хан-Шуре началось издание газеты «Трудовой народ» под общим руководством Казбекова, редактором версии на кумыкском языке ( «Ишчи халк» ) при поддержке У. Буйнакского и Н. Батырмурзаева был Зайналабид Батырмурзаев, а версии на (горно)хунзахском языке другой кумык - Абусупьян Акаев. Интересно также, что основателем и редактором русскоязычной газеты «Дагестанский труженик» в 1918 г. были кумык Уллубий Буйнакский и азребайджанский тюрк Ибрагим Алиев. В 1920 г. в период борьбы с деникинской агрессией Казбеков возглавил Совет обороны Северного Кавказа и Дагестана. Как следует из статьи «Революцией призванный» в газете «Правда» от 28-29.01.2014 г., Кзбеков С.-С. был схвачен белогвардейцами у села Урмы, на территории которого ими же расстрелян ( сайт «КПРФ» ). Имя просветителя увековечено как в Республике, так и в Азербайджане (его получили сквер в Баку, 11-е нефтепромыслы и другие объекты), где ему довелось жить, кроме того, одна из пьес Баммата Атаева была посвящена Казбекову, является он героем и ряда других художественных произведений. В этом году исполняется сто лет со дня гибели С.-С. У. Казбекова. Другим увековеченным в охраняемом городском памятнике кумыкским пассионарием, погибшим в Гражданской войне, был Батырмурзаев Зайналабид(ин) из Аксая ( Яхсая ). Обучаясь после реального училища в тюркских городах Баку, Астрахани, Бахчисарае и Казани, Батырмурзаев проникся идеями защиты и просвещения народных масс, в результате чего сотрудничал с татарской газетой «Халк». По возвращению в Кумыкию З. Батырмурзаев проявил себя как поэт, писатель, драматург, публицист и редактор. Как подчёркивал молодой просветитель, «народ, имеющий свою историю, даже попав под временную власть завоевателей, всё равно вернёт свою независимость». Вместе с отцом поэтом Нухаем Батырмурзаевым и другими соратниками Зайналабид организовал в 1916 г. театрально-литературное общество «Танг Чолпан», а с 1917 г. стал одним из редакторов и авторов одноимённого журнала, руководителем общественно-политического отдела издания. Здесь же опубликованы авторские переводы редактора - первые на кумыкском языке басни И. А. Крылова, стихотворения и повесть «Бэла» М. Ю. Лермонтова, повесть «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого и другие произведения. В 1919 г. в возрасте 22 лет Батырмурзаев Зайналбид, сотрудничая с имевшим протурецкую ориентацию Узун-Хаджи Салтинским, активно участвовал в антиденикинском движении. После поражения в бою с белогвардейцами Батырмурзаев был расстрелян; похоронен в Адиль-Янги-Юрте. В связи с вышеизложенным мы считаем необходимым процитировать сведения из Кумыкского энциклопедического словаря. «В своей статье, помещенной в первом номере журнала, он называет проблему родного языка главнейшей проблемой человеческого общества... У нас, кумыков, пишет Зайналабидин, есть свой язык. Но он изгнан из школ и медресе. Если хотим сделать народ сознательным, то мы должны издавать на своем языке книги, газеты, журналы. «Этот путь является путем, освобождающим угнетенные нации. Этот путь сделает нас счастливыми. Если мы будем идти этим путем, то мы выйдем в светлый мир». Открытие школ, издание газет, журналов и книг на родном языке, безусловно, имело большое значение… «История одного народа – это зеркало, – продолжает он, – которое полностью показывает его существование, происхождение, недостатки, достоинства, жизнь, способности». История, как отмечает ученый, имеет большое познавательное и воспитательное значение для народа. Она способствует его духовному росту, воспитанию на лучших традициях, поможет понять ему настоящее, а также выбрать для достижения своих целей наиболее верный путь. «Народ..., не имеющий понятия об истории, – пишет он, – в дни свободы окажется в заблуждении, не будет знать, по какому пути и в какую сторону надо идти, чтобы остаться целым и невредимым»… «В то время, когда другие стремились изучить свою историю, мы вспоминаем только великанов, аждаха и другие тысячи сказок»». В Хасавюрте имя Батырмурзаева З. носят также улица и профессионально-педагогический колледж. В предшественнике названного учебного заведения, в реальном училище, учёный и просветитель из Аксая преподавал по возвращении на родину в 1915- 1917 гг. Во дворе заведения стоит ещё один памятник Батырмурзаеву. В 1931 г. на основе реального училища был образован Хасавюртовский кумыкский учебный педагогический комбинат, где обучение велось на тюркских и на чеченском языках, позже комбинат был преобразован в техникум, а затем в колледж. Одним из посещённых нами объектов стал памятник академику медицинских наук Рашиду Аскерханову, установленный во дворе городской больницы, носящей имя этого выдающегося врача. В 2020 году со дня рождения Рашида Пашаевича исполняется сто лет. Наша группа в ходе поездки также осмотрела бюст и мемориальную доску, установленные в честь Героя России Тулпара Мусалаева и памятник в виде танка Т-72 на постаменте, являющегося подарком горожан Герою Советского Союза Эльмурзе Джумагулову. В рамках сотрудничества с оргкомитетом по увековечиванию жертв политических репрессий приводим в настоящем материале сведения о кумыках из Хасавюрта, приговорённых к высшей мере наказания в период сталинизма ( предоставлено Пазилем Тунаевым ). 1) Асевов Салаутдин (1900) 2) Аталиев Басыр 3) Баганов Магомед (1902) 4) Баммат-Аджиев Абдурашит (1900) 5) Батырбиев Юсуп (1872) 6) Гаджи- Мурат Султан-Мурат (1905) 7) Гамидов Абдул-Кадыр (1899) 8) Капланов Рашит-Хан (1885) 9) Умаев Ибрагим (1895) 10) Шабаров Хасамутдин (1881). Выводы по итогам мероприятия: - в течение последнего года в Республике активизировалась работа по увековечиванию памяти жертв репрессий. Учитывая то, что Хасавюрт и Хасавюртовский район пострадали от правового произвола, происходившего в период сталинских репрессий, считаем необходимым установить в городе, где расположена помимо местной районная администрация, монумент в память о жертвах противоправной политики; - ознакомившись с материалами о достопримечательностях Хасавюрта, мы почти не нашли в них упоминаний о старой архитектуре, хотя по самым минимальным подсчётам десяток таких объектов имеют признаки памятников истории и культуры, пусть даже не все из них взяты под охрану государством. Полагаем, городским структуре по туризму и музею необходимо уделить внимание популяризации архитектурных памятников и собиранию их истории. Благодарим за помощь в организации и проведении мероприятия журналиста Рашида Гарунова и поэта Мусапира Батырова. Краеведческое общество «Анжи-Кала» и «Атакумук»